Главная страница » Дальний Восток » Открытие ветки для доставки ядерных отходов АПЛ на Транссиб состоится в Приморье

Открытие ветки для доставки ядерных отходов АПЛ на Транссиб состоится в Приморье

Церемония открытия железнодорожной ветки Большой Камень - Смоляниново, по которой ядерные отходы со списанных атомных субмарин Тихоокеанского флота (ТОФ) будут доставляться с военного завода "Звезда" на Транссиб, состоится в четверг в Приморье, в рамках международной программы "Глобальное партнерство, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы краевой администрации.

Международную программу "Глобальное партнерство" финансируют США, Франция, Япония, Канада и другие западные государства. Программа рассчитана до 2012 года и ориентирована на финансовую и техническую помощь России в демонтаже и утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и ядерных отходов Тихоокеанского и Северного флотов.

В рамках программы на финансовые гранты США на двух предприятиях военно-морского флота (ВМФ) России - в городе Большой Камень и Северодвинске Архангельской области созданы специальные линии по демонтажу и утилизации списанных атомных субмарин.

"Капитальная реконструкция железнодорожной ветки Большой Камень - Смоляниново, по которой отработанное ядерное топливо в специальных контейнерах будет доставляться с завода "Звезда" на Транссибирскую магистраль и далее на специальные предприятия, велась при поддержке Канады. Эта страна вложила в ремонт ветки 290 миллионов рублей, поэтому участие в церемонии ее открытия примет посол Канады в РФ Ральф Дж. Лисишин", - уточнил собеседник агентства.

По его словам, ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки снизил степень риска, связанного с хранением отработанного ядерного топлива. Кроме того, ветка позовляет формировать эшелон с ядерными отходами на режимной территории военного предприятия.

"Ранее в рамках программы "Глобальное партнерство" при финансовой поддержке Японии в Большом Камне на заводе "Звезда" введена в строй плавучая фабрика "Ландыш", ориентированная на переработку жидких радиоактивных отходов атомных субмарин. Реализация этого проекта обошлась 40 миллионов долларов. Современные технологии по очистке радиоактивных вод ядерных реакторов АПЛ настолько эффективны, что, по заключению японских специалистов, их сброс в море не несет никаких вредных экологических последствий", - сказал собеседник.

Он уточнил, что до пуска фабрики "Ландыш" у причалов ТОФ стояло несколько танкеров, заполненных водой из систем охлаждения ядерных реакторов АПЛ. Утечка отходов была чревата серьезными экологическими последствиями. Сейчас такой проблемы на Тихоокеанском флоте нет.

"В 2004 году на заводе "Звезда" на другой японский финансовый грант в 6,2 миллиона долларов, была утилизирована первая атомная субмарина ТОФ. В августе 2006 во Владивостоке заключен контракт на утилизацию другой АПЛ - японское правительство выделяло для этого 8 миллионов долларов. В августе 2007 года с Японией было подписано соглашение по утилизации еще трех списанных субмарин ТОФ", - уточнил собеседник.

Он напомнил, что 10 июля также в рамках программы "Глобальное партнерство" уникальный теплоход "Трансшельф" доставил с Камчатки в Приморье на завод "Звезда" две списанные атомные подлодки ТОФ. На Камчатке в ожидании очереди на демонтаж и утилизацию стоят еще десятки списанных атомных субмарин.

Теплоход "Трансшельф", построенный в рамках программы "Глобальное партнерство", уникален тем, что он самопогружаемый. Корпус судна по команде с капитанского мостика погружается в воду. На палубу судна транспортируются лодки, после чего судно-теплоход поднимается.

Такая технология впервые в мире была опробована в 2006 году на Северном флоте России. Теперь экипаж судна доставляет списанные АПЛ с Камчатки в Приморье.

"Трансшельф" принадлежит голландской компании Dockwise Shipping B.V. Водоизмещение судна - 46,379 тысячи тонны, длина - 173 метра, площадь грузовой палубы - 5,1 тысячи квадратных метров.


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.