Главная страница » Магаданская область » Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Как известно, решения и действия государственных органов и их должностных лиц, осуществленные в пределах их компетенции, обязательны для других субъектов права под угрозой применения к ним мер государственного принуждения. Это является одним из факторов стабильности государственной власти.

К сожалению, встречаются случаи, когда права, свободы и законные интересы граждан нарушаются в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, наделенных властными полномочиями.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплен принцип защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Возмещению подлежит не только вред, причиненный неправомерными действиями (то есть активным поведением органов государственной власти), но и бездействием, которое предполагает невыполнение органами государственной власти в установленные сроки и в надлежащем порядке возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.

Так, Т. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных в результате незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя.

В обоснование требований указал, что в июне прошлого года он вместе с дочерью отправился в отпуск, следуя по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Донецк.

Однако на одной из станций при проверке документов пограничным отрядом, ему было отказано в пересечении границы Российской Федерации.

Сотрудник пограничного отряда разъяснил ему, что ограничение на пересечение границы России и Украины установлено на основании постановления судебного пристава-исполнителя г. Магадана и для решения вопроса о снятии ограничения необходимо обращаться в г. Магадан.

При обращении в Управление ФССП по Магаданской области выяснилось, что ограничение в отношении Т. действовало с 3 апреля 2008 года по судебному приказу об алиментах.

Однако 4 апреля на основании личного заявления взыскателя, в качестве которого выступала бывшая жена должника, судебный приказ был возвращен взыскателю, что в силу статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должно было повлечь окончание исполнительного производства и отмену установленных для должника ограничений.

Вопреки требованиям закона, постановление о снятии ограничения на выезд из Российской Федерации в отношении должника было вынесено приставом-исполнителем только в начале июня 2008 года.

В ходе судебного разбирательства, суд пришел к выводу о том, что в результате неправомерного бездействия судебного пристава-исполнителя, не снявшего своевременно ограничение с Т. на выезд из Российской Федерации, нарушено его личное неимущественное право на свободное передвижение, установленное Конституцией Российской Федерации.

Решением Магаданского городского суда убытки, причиненные незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя и компенсация морального вреда, взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда решение суда первой инстанции оставила без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Полина Парамонова,
пресс-секретарь Магаданского областного суда


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.