Главная страница » Магаданская область » Исполнение судебных решений по искам к казне о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

Исполнение судебных решений по искам к казне о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

Правило о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями власти, является конституционным принципом. В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Закрепленный в Конституции РФ общий принцип имущественной ответственности государства конкретизирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что данный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъектов, казны муниципального образования. В таком случае в соответствии со ст. 1071 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 части первой вышеназванного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Однако, во многих случаях, граждане, не зная порядка исполнения судебных решений, как по искам к казне о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц, так и по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (казны субъекта или казны муниципального образования), направляют исполнительные листы не в органы, призванные выступать от имени казны, а непосредственно в Управление Федеральной службы судебных приставов, в органы местного самоуправления или в суд.
Так, решением мирового судьи с Департамента финансов Администрации Магаданской области в пользу В. взысканы расходы по оплате провоза багажа к новому месту жительства.
Для обращения взыскания В. обратился в Управление Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области. Однако судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возвращении исполнительного документа, а также В. разъяснено право предъявить исполнительный лист с копией решения суда в Управление Федерального казначейства по Магаданской области – по месту открытия лицевого счета Департамента финансов Администрации Магаданской области.
Ежегодными законами о федеральном бюджете устанавливалось, что исполнение судебных решений, предусматривающих взыскание денежных средств с федеральной казны и по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, производилось не в общем порядке судебными приставами-исполнителями, а в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2002 года №666.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 г. N 8-П установлено, что федеральный законодатель не вправе делегировать Правительству России полномочия по установлению порядка исполнения судебных решений в отношении государства, поскольку их исполнение – часть судебной защиты, а регламентация вопросов, относящихся к правосудию на подзаконном уровне недопустима. В силу чего, вышеназванное Постановление Правительства утратило юридическую силу.
Исполнение судебных решений по искам к казне Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц, в настоящее время регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.242.1 названного кодекса исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов – исполнительного листа или судебного приказа.
Исполнительный документ должен соответствовать требованиям, предъявляемым ст.13 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года №229-ФЗ.
Согласно ч.1 ст. 21 вышеназванного Закона, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (за исключением исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов; исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; судебных актов по делам об административных правонарушениях) могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного для отсрочки или рассрочки его исполнения.
Документы для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, направляются самостоятельно взыскателем в Министерство Финансов Российской Федерации. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Следует отметить, что незнание гражданином порядка исполнения судебного решения по искам к казне, а также сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, не является основанием для признания причин пропуска срока уважительным и его восстановления.

Полина Парамонова
пресс-секретарь Магаданского областного суда


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.