Главная страница » В миру по нитке » Послание президента: власть из прошлого в будущее

Послание президента: власть из прошлого в будущее

В среду президент России обратится со ставшим уже традиционным посланием к Федеральному собранию, в котором определяются главные задачи власти на текущий момент и будущее. Как освещалась проблема укрепления власти в предыдущих посланиях, какие задачи ставились и как были выполнены - специальный обзор корреспондента "Интерфакса"

В соответствии с конституцией РФ президент России ежегодно обращается к Федеральному собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политике. В этом году нам предстоит выслушать пятнадцатое послание. Все они, конечно, затрагивают вопросы развития экономики и иных сфер жизни, но мы хотели бы проследить постановку задач по решению проблемы, которая пронизывает практически все четырнадцать президентских посланий. Это укрепление государственной власти в России. Говорить об этом не переставали еще с периода Михаила Горбачева. Но в новой России особо пристальное внимание она получила в первом послании президента РФ Федеральному Собранию в 1994 году.


Зачем нужен такой доклад?


Надо сказать, что и члены Федерального собрания, и общественность приняли первое послание неоднозначно. Причина, по-моему, лежала в невольном сравнении с практикой предыдущих лет, в том числе, в сравнении с отчетными докладами ЦК КПСС, которые зачитывал Генеральный секретарь, с обязательным обсуждением документа и принятием соответствующего постановления, детализирующего положения Доклада. Но и, конечно, что же это за доклад лидера страны, в котором нет "разносов".


Сам принцип таких посланий был еще непонятен политической элите, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов, естественно, сравнивая послание с докладами Генсеков, возмущенно сказал корреспонденту "Интерфакса": "Мне непонятно, зачем и кому нужны такие доклады. Но одно радует: это первый и последний такой доклад. Больше таких не будет". Но появился второй, третий и вот уже мы накануне, можно сказать, юбилейного. Пятнадцатого.


Конечно, все они неодинаковы. Послания Ельцина – это толстенные тома объемом более ста страниц. В них делалась попытка подробно рассказать о видении президентом основных направлений внутренней и внешней политики страны. Сам же глава государства выступал с объяснительной речью к этому посланию. Так было шесть раз. Первый раз в 1994 г. и последний в 1999 году.


Из шести посланий три были прямо посвящено проблеме государственной власти в стране. Два документа были и озаглавлены наиболее откровенно – "О действенности государственной власти в России" и "Порядок во власти, порядок в стране". Президент тогда подчеркивал, что без наведения порядка во власти невозможно движение вперед. Он считал, что для укрепления российского государства необходимо решить шесть задач. Среди них, например, усиление государственных институтов и взаимодействия между ними, создание нормального механизма взаимодействия государства и общества. Только в шестом пункте говорилось о необходимости реализации принципов федеративных отношений, заложенных в Конституции.


Мы так никуда и не продвинулись


Президент Путин также начал свое послание (вместо стостраничного фолианта оно умещалось в двадцать страниц и зачитывалось полностью) с проблемы власти, а, точнее, упрочения вертикали. При этом он признал, что "укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики. Но дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись. Никуда!" Поэтому Путин в первом же послании кардинально меняет пути и методы, ведущие к решению этой задачи. На первое место он ставит то, что у Ельцина стояло на шестом, - развитие федерализма.


"У нас еще нет, - отмечал Путин, - полноценного федеративного государства. Хочу это подчеркнуть: у нас создано децентрализованное государство". Правда, он оговаривался, что политика, приведшая к этому, "помогла добиться главного в тот период - удержать федерацию в ее границах ". Но такое удержание способствовало развалу власти. Дело в том, пояснил президент, что регионы перетягивали на себя федеративные полномочия, а органы местного самоуправления – полномочия субъектов федерации. Он призвал к действию: разорвать этот порочный круг. Ясно, что приступить к разрыву необходимо было немедленно. Причем сделать это можно было лишь путем изменения всей структуры власти.


Они очень верили в себя


. . . Июль 2000 года. Путин выступает с первым посланием. Очень хорошо помню, с каким настроением шли в зал члены Федерального собрания и с каким они уходили, после того, как документ был обнародован . Действо происходило в бывшем зале пленумов ЦК КПСС, который иногда назывался "карельским" или "белым", так как он отделан белой карельской березой. Зал расположен на втором этаже, чтобы попасть в него, надо подняться из огромного мраморного вестибюля по широкой мраморной лестнице. Журналистов пустили ограниченное количество, иначе депутатам не было бы места. "Нашего брата" было человек триста: все, скользя по мраморному полу, гонялись за депутатами, выясняя, что же они ждут от послания. Те, в свою очередь, с гордостью говорили, что с нетерпением ждут "напутствий нового президента". Некоторые даже советовали то, что, по их мнению, должен сказать президент для "поднятия авторитета регионов и региональной власти".


Прошло около часа. Те же региональные руководители старались прямо с парадной лестницы как можно быстрее пробежать через вестибюль на выход, уже не задерживаясь около ожидавших их журналистов. А депутаты Госдумы с нескрываемым удовольствием гадали: в каком регионе и как скоро последуют кадровые перемены. И как это будет сделано. Региональные власти тогда избирались прямым голосованием на выборах, к тому же они - как члены Совета федерации - могли затормозить принятие законов, их не устраивающих .


"Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя". Это слова одной из любимых моих песен. Губернаторы и президенты республик не были так молоды, но зато очень верили в себя. И ошибались. Во-первых, потому что приняли слова президента о разрыве порочного круга и об укреплении вертикали власти лишь как предупреждение о скорых кадровых перестановках. И только намного позднее стало ясно, что глава государства стремится не к перемене чиновников одного на другого (хотя и не без этого), а к изменению всей политической системы власти. Но, вероятно, сразу это сделать было нельзя. Через год во втором послании Путин уже откровенно подчеркнул необходимость "выстроить четко работающую исполнительную вертикаль". Это откровение означало, что минувший год не прошел даром.


"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"


В достаточно высоком темпе в стране за этот год были реализованы изменения в межбюджетных отношениях, которые позволили центру контролировать расходы в регионах. Введение института полпредов президента в федеральных округах дало возможность центру контролировать не только бюджетные расходы, но и исполнительную, и, что самое главное, законодательную деятельность в регионах. Реформа Совета Федерации и создание Госсовета привели к тому, что главы регионов были лишены возможности непосредственно участвовать в принятии федеральных законов, а, значит, и блокировании их. Правда, в этом есть один минус: все-таки губернатор знает лучше, чем делегированное лицо, что полезно, а что нет его губернии. Но это уже, как газовики называют, "попутный газ", все хорошо не бывает. Зато появилась большая ответственность при выборе того, кто будет представлять область или республику в Совете Федерации.


После всех этих изменений президент сделал вывод, что страна достигла того состояния, когда стало возможным констатировать: "период "расползания" государственности позади, дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем послании, остановлена".


И все? Процесс наведения порядка во власти закончен? Структура власти определена окончательно? Не тут-то было. Вспомним ночь после президентских выборов в марте 2004 года. Никто не сомневался в убедительной (по крайней мере, в процентном отношении) победе Путина. В предвыборном штабе кандидата собрались, по-моему, более сотни журналистов. В третьем часу ночи, после окончания процесса предварительных подсчетов голосов, в штабе появился президент, пока еще не официально избранный. Он объяснял журналистам, как много надо сделать для развития "социалки", для развития экономики, для укрепления и развития исполнительной вертикали власти.


В зале не кричали, как в песне говорится, "давай подробности". Их молча ждали. Но вместо этого прозвучала фраза: "Придется принимать непопулярные решения". Тишина стала еще напряженнее, но избранный молчал. И вот тогда-то и посыпались настоятельные просьбы и призывы подробнее рассказать о непопулярных решениях. Однако Путин перевел разговор на другую тему. Мы помним, что к таким непопулярным решениям можно отнести, вероятно, в первую очередь, непросчитанный переход к реформе в пенсионной и медицинской системе, в отказе от льгот и так далее. Но наша тема другая. Для нас первым таким решением, которое вызвало бурное обсуждение в обществе и во власти, вновь стало изменение в государственном строительстве. Речь шла о достройке новой системы власти.


2004 год, 1-3 сентября. Беслан. Теракт в школе: захват и гибель сотен заложников, в основном школьников. Трагедия. Тринадцатое сентября. В Доме правительства, именуемом в народе "Белым домом", президент собрал представительное совещание с участием членов правительства и руководителей регионов. В кулуарах шло "гадание": "Зачем собрал?" У большинства ответ был один – вероятно, для объявления громких отставок. А шепотом, честно, действительно шепотом говорили: "Господи, уж не сам ли?" Но с первых слов главы государства стало ясно – ни о каких отставках сейчас речь не пойдет. Президент объявил, что "в сложившихся условиях система исполнительной власти в стране должна быть не просто адаптирована к работе в кризисных ситуациях, а кардинально перестроена – перестроена с целью укрепления единства страны и недопущения возникновения кризисов". Он объяснил эту необходимость тем, что "организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду, развалу России". Чтобы не допустить этого и "обеспечить единство государственной власти" для "последовательного развития федерализма" (не подумайте, что только лишь для укрепления власти ради власти?), необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России". А посему – "высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства". Переход к новой системе настолько неожидан и значим, что многие губернаторы и президенты, по-моему, могли с полным основанием вспомнить горькую пословицу: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день".


Впереди еще одна реорганизация?


Но и это явно не все. Давно предрекают еще одну реформу Совета Федерации. В частности, все чаще и чаще можно слышать предложения о необходимости прямых выборов в сенат. Помимо этого обсуждается и то, что кандидат должен иметь ценз оседлости в этом регионе не меньше 10 лет.


Правительство уже сейчас формируется по принципу партийного большинства в Госдуме. Но это означает и то, что правящая партия в том виде, в каком она была на стадии своего становления и начального развития, вплоть до президентских выборов, существовать не может. Новые задачи обуславливают и переход к новой структуре, так как партия тоже стала частью власти, причем и законодательной, и исполнительной. Напрашиваются исторические параллели: выборы на пленумах обкомов КПСС первых секретарей по рекомендации из Москвы, присутствие партийного большинства в законодательных и исполнительных органах власти всех ступеней… Честно говоря, меня это не пугает, если принять во внимание, что история развивается по спирали. Говорят, что даже сам Нострадамус так хорошо мог предсказывать крупные события и исторические повороты, прослеживая общественную спираль развития. Главное, чтобы "виток был вверх, а не обратно, и не очень крутил на одном месте". Это и определит, будет прогресс или нет.


Эпилог


Мы попытались проследить по президентским посланиям решение или, вернее, пути, которые вели на разных этапах к разрешению проблемы власти. И хотя изменения в этом вопросе произошли большие, структурная реорганизация еще явно не закончилась. Все-таки новая Россия – государство молодое, система управления сейчас только создается.


Конечно, нам интересно, как она создается, что от нее ждать. Все этапы реорганизации власти начинались с первых президентских посланий, подождем еще одно "первое" - первое послание нового президента РФ Дмитрия Медведева.

Обозреватель Вячеслав Терехов INTERFAX.RU


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.