Error: Incorrect password!
Проституция как социальное явление. История, отношение в обществе, опыт и формы борьбы » 49 регион. Магадан и Магаданская область и весь мир. Все интересное из сети
Главная страница » В миру по нитке » Проституция как социальное явление. История, отношение в обществе, опыт и формы борьбы

Проституция как социальное явление. История, отношение в обществе, опыт и формы борьбы

Сегодня мне хотелось бы порассуждать о таком социальном феномене, как проституция. Представители всех времен, наук и народов занимали свои умы решением вопроса отношения к этому явлению. Причем стоит отметить, что какого-либо однозначного отношения к этому явлению нет до сих пор. С древних времен мы можем встретить равно как осуждение, так и восхваление этой "древней профессии", которая существовала с незапамятных времен и никуда не делась в наше время.

Нет единства и в самих попытках определить само понятие проституции. В подходе к определению этого понятия среди правоведов и ученых нет определенного единства, ведь, не взирая на древность происхождения, занятие этим ремеслом не поддается четкому узакониванию.
Так, например, если мы обратимся к римскому праву, то увидим, что исходя из его положений проституция – вступление женщины в половую связь со многими мужчинами за определенное материальное вознаграждение.

В современной практике проституцию определяют как случайные половые связи, в которые женщина вступает без брака, за материальное вознаграждение (плату).

История вопроса


Само явление проституции известно с древнейших времен. Так, в доисторические времена охотник добывал мясо. За это женщина могла ему предложить что-то в обмен. Кто-то занимался тем, что собирал ягоды или грибы в лесу и менял их на мясо, а кто-то предлагал в обмен услуги иного характера. Но тут надо учитывать, что понятие "семья" в то время отсутствовало. Соответственно и понятие стыда отсутствовало.

В древней литературе проституция впервые упомянута в эпосе Шумерского царства о Гильгамеше (около 1800 г. до н.э.). В этом повествовании упоминаются храмовые проститутки. Из древних рукописей мы узнали о том, что в Вавилонском царстве проституция практиковалась в храме богини Иштар.

При отсутствии самого понятия "брак" в древние времена женщины считались общими. Так, например, у одного из кочевых народов Скифии, который назывался массагеты, мужчина выбирал себе женщину в жены, после чего, ее услугами в интимном плане пользовались все мужчины кочевого племени.

У коренных жителей Андаманских островов отказ женщины удовлетворить желание мужчины и вовсе считался преступлением. Союз, напоминающий брачный, заключался между мужчиной и женщиной только в случае ее беременности от этого мужчины, и расторгался после родов.

Особое процветание проституции отмечается современниками в различные периоды существования Римской империи. Правда, не взирая на то что термин "проституция" имеет латинские корни, в Риме проституток предпочитали называть Lupa (волчица).

Отрицательное отношение к проституции стало формироваться и нарастать примерно с 350 г. н.э., когда в Римской империи под влиянием приверженцев христианства запрещается храмовая проституция. В сознании людей начала формироваться ассоциация проститутки с падшей женщиной. Под влиянием христианства образ проститутки начинает ассоциироваться с лишенной моральных устоев женщиной.
Глубоко негативное отношение к проституции появилось после опубликования теоретических взглядов знаменитого криминолога Ломброзо. В своей работе "Преступная женщина, проститутка и нормальная женщина" он утверждал, что если сравнивать проституток с другими преступницами, то у проституток выявляется куча дегенеративных изменений, в т.ч. меньший, чем у остальных женщин, размер черепа.

Собственно, в большей степени отрицательное отношение к этому феномену в обществе сохраняется и сейчас. Хотя ряд феминистически настроенных авторов выдвигают версию о том, что в основе проституции лежат сексизм и дискриминация женщины по половому признаку, в котором виноваты борющиеся за доминантное положение мужчины.

Можно ли и стоит ли бороться с этим явлением


В разные времена предпринималось бесчисленное количество попыток по регулированию этой сферы услуг. Однако надо признать, что до настоящего времени ни одна из этих попыток не имела успеха.

В частности, Российская общественная инициатива предлагала использовать так называемую "шведскую модель" как форму борьбы с проституцией в Российской Федерации. Эта относительно новая модель, предусматривала наказание не самих проституток, а пользующихся их услугами клиентов.

Правительство Швеции утверждало, что после введения этой модели количество проституток в стране резко пошло на убыль. Однако, по оценкам ряда экспертов, это свидетельствовало лишь о том, что проституция в Швеции переместилась на более глубокий нелегальный уровень.

Тем не менее данную форму борьбы с проституцией поддержал ряд государств: Норвегия, Исландия, Канада, Ирландия, Франция и Израиль.

Однако достоверных данных об эффективности этой модели в этих странах нет.

Помимо этой модели в мире применяются еще три способа борьбы с проституцией: легализация, декриминализация и криминализация.

Криминализация


Применяется в ряде стран. Например, в Иране проституке грозит наказание от порки кнутом до смертной казни через забивание камнями, а ее клиенту – порка кнутом. Если же попадается содержатель борделя, то он получает заключение на срок до 10 лет.

В Египте проститутка наказывается штрафом и тюремным заключением на срок до 3 лет, а ее клиент ответственности по закону не несет. Во время рассмотрения данного дела в суде клиент проститутки проходит лишь как свидетель обвинения.

В России наказание за занятие проституцией находится в разряде административных правонарушений – занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП) и получение дохода от занятия другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП).

Содержание же борделей и вовлечение в занятие проституцией квалифицируются в соответствии с уголовным законодательством.
Тем не менее, приходится признать, что как способ борьбы с проституцией криминализация не работает.

Легализация


Это достаточно либеральный подход к вопросу борьбы с проституцией. Общий смысл заключается в том, что если два взрослых, дееспособных человека о чем-то между собой договариваются, то за это нельзя наказать. Наказание в этом подходе выставляется как вопиющее нарушение прав человека.

Причем в разных странах применяются различные формы легализации проституции. В одних, таких как Германия, принята легализация де-факто. Т.е., оставаясь вне закона, проституция тем не менее существует как факт и контролируется государством.
Легализация де-юре, как в Нидерландах, сводится к тому, что проституция признается соответствующей действующему законодательству, для работы проституткам предоставляются отведенные места, они получают разрешения на работу, проводятся регулярные медосмотры и т.п.

Пример этих государств показывает, что легализация как форма борьбы с проституцией полностью неэффективна. В той же Германии "вышли из тени" лишь 1% проституток. В Нидерландах же мэр Амстердама признался, что им так и не удалось прекратить вовлечение в проституцию против воли.

Декриминализация


Разница между легализацией и декриминализацией заключается в том, что при последней проституция не считается незаконной, но и какого-либо контроля за этим явлением тоже нет.

На настоящий день примеров такового подхода к вопросу весьма немного: Род-Айленд (США), Новая Зеландия и Новый Уэльс (Австралия).

Так, в Австралии еще в 1988 году были разрешены бордели и индивидуальные проститутки. Введен лишь самый минимум ограничений. Запрещены детская проституция, реклама проституции, маскировка борделей под другую форму оказания услуг (например, массажный салон). Проституткам запрещено предлагать свои услуги вблизи школ, больниц и церквей.

Тем не менее на примере этих стран, мы так же видим неэффективность данной модели. Например, Род-Айленд, декриминализировав проституцию в 1980 году, в 2009-м снова ее запретил.

Вывод


На сегодняшний день сколько-нибудь эффективной модели борьбы с проституцией не предложено. Вопрос, легализовать или криминализировать проституцию, до сих пор не решен однозначно. И споры по этому вопросу, в том числе и в России, не утихают. И похоже, этот вопрос в ближайшем обозримом будущем так и не будет решен.

Автор публикации:
Веселова Галина Владимировна, г. Москва
юрист
https://www.9111.ru/
Проституция как социальное явление. История, отношение в обществе, опыт и формы борьбы


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.