Главная страница » Авторская колонка » ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО ОХОТСКОГО МОРЯ

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО ОХОТСКОГО МОРЯ

«Роснефть» совместно с корейскими корпорациями приступила к поисковому бурению на западно-камчатском шельфе
Ровно пять лет назад – в 2003 году - отечественная компания «Роснефть», получила лицензию на геологическое изучение Западно-Камчатского участка недр шельфа Охотского моря. В 2005 году к этому проекту присоединился целый консорциум корейских компаний, основным участником которого является Корейская национальная нефтяная корпорация (КННК). Прогнозные извлекаемые ресурсы шельфа составляют 1,8 млрд. тонн нефти и более 2 трлн. кубометров газа, а в самой «Роснефти» рассчитывают, что освоение Западно-Камчатского шельфа будет столь же масштабным проектом как «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

На первом этапе интернациональной команде предстоит детально изучить лицензионный участок, площадью более 62 тысяч кв. км – это больше, чем все действующие сахалинские нефтяные проекты вместе взятые. В прошлом году специалисты провели двух и трехмерную разведку шельфа и на основании полученных данных определили координаты точек бурения первых поисковых скважин: несмотря на применение самых современных технологий только проведя буровые работы можно с уверенностью говорить о наличии промышленных запасов нефти на Западно-Камчатском шельфе.

В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ НА 4 КИЛОМЕТРА

В конце мая полупогружная буровая установка «Ду-Санг» корейского производства прибыла в район первой поисковой скважины на Западно-Камчатском шельфе - Западно-Сухановская №1 - и через две недели приступила к бурению. Проектная глубина первой скважины – чуть больше трех километров, к концу июня пройдено более 700 метров. В этом году «Камчатнефтегаз» планирует пробурить еще одну скважину - Северо-Крутогоровскую №1 (4,025 км). Буровые работы продлятся 140 – 150 дней и завершатся в октябре.

Такой масштабный проект требует организации безупречной транспортной схемы, которая должна работать без сбоев. Например, стоимость аренды буровой установки составляет 100 тысяч долларов в сутки, кроме того, в геологоразведочных работах участвуют огромное число привлеченных специалистов, а, значит, каждая минута простоя людей и техники влечет за собой большие финансовые потери. Поэтому в реализации нефтяного проекта задействованы мощности сразу трех дальневосточных регионов - Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей.

- В течение года мы рассматривали несколько вариантов организации основной базы снабжения для проведения буровых работ. Нужно было выбрать морской порт, который по географическому расположению и техническому оснащению максимально подходил для таких целей, - говорит генеральный директор ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» Леонид КАЦЕВ. – В итоге наиболее удобным оказался именно Магаданский порт, который расположен всего в 250 милях от места проведения буровых работ – это позволяет значительно снизить транспортные расходы и сократить время доставки грузов. Для сравнения - порт в Петропавловске удален от района бурения примерно на 750 миль.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ПОРТА ХОЛМСК

Компания «Сахалин-Шельф-Сервис» была создана в 1997 году для обеспечения работ по освоению сахалинского шельфа, предоставляет транспортные строительные и другие услуги. Один из наиболее масштабных проектов компании – реконструкция Холмского морского рыбного порта и организация на его основе Сахалинского западного морского порта. При планировании очередной фазы проекта «Сахалин-2», возникла необходимость создать специальную береговую базу для бесперебойной поставки около 500 тысяч тонн труб и других материалов. Выбор пал на Холмский морской рыбный порт - на тот момент предприятие несколько лет находилось в стадии банкротства, были разрушены причалы и вся инфраструктура.

В 2003 году специалисты «Сахалин-Шельф-Сервис» углубили дно акватории порта, очистили его от затонувших судов, приступили к строительству причалов и площадки для складирования труб, в 2004 завершились работы по модернизации кранов. Сегодня круглогодичный порт Холмск сертифицирован по международным стандартам и является основной площадкой по обеспечению нефтегазовых проектов шельфа Сахалина. Здесь есть три портальных крана грузоподъемностью 20, 32 и 60 тонн, восемь современных причалов, огромные складские площади, на предприятии работают более 300 человек. Холмск – показательный пример, когда благодаря частным инвестициям отсталое и малоэффективное предприятие превратилось в современный и мощный порт. Очевидно, что за счет государственных средств такая масштабная модернизация вряд ли состоялась.

Конечно же Магаданский морской порт не находится в таком плачевном состоянии, как в свое время порт Холмск, но модернизация и увеличение грузооборота одному из ключевых предприятий региона не помешают. Ожидает ли второе рождение Магаданский порт, который уже принимает непосредственное участие в Западно-Камчатском проекте? В беседе журналистами генеральный директор Леонид Кацев не исключил возможность выбора магаданского порта как основной базы снабжения для организации промышленной добычи нефти (естественно, если она будет найдена).
Уже сегодня на территории Магаданского морского торгового порта организован транспортный узел для смены вахтового персонала буровой установки и судов обеспечения, проводится транспортировка, хранение и обработка грузов и материалов для бурения.

- У нас появился новый фронт работ, и сегодня в планах предприятия провести обновление портового оборудования: уже заключен контракт на приобретение нового вилочного погрузчика, до конца года рассчитываем закупить еще несколько единиц техники. Кроме того, в этом году ожидается выделение значительных средств из федерального бюджета для проведения долгожданного ремонта гидротехнических сооружений (причалов) порта, который рассчитан на несколько лет, - рассказал заместитель генерального директора ОАО «Магаданский морской торговый порт» Александр КАРПОВ.
Кроме того в рамках реализации нефтяного проекта, в Магадане созданы и зарегистрированы несколько компаний-подрядчиков, которые будут заниматься транспортировкой, хранением и дальнейшей утилизацией отходов от проведения буровых работ на городской свалке твердых бытовых отходов. Это «Магаданская береговая база», «Магадансервисэкология», «Морская экологическая служба» и другие, а также муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство».

Отслеживать всю цепочку доставки отходов из магаданского морского порта на городской полигон и их дальнейшую утилизацию будут специалисты магаданского управления Росприроднадзора.

- Задача номер один – минимизировать негативные последствия, возможные при работе с опасными отходами, - говорит руководитель управления Росприроднадзора по Магаданской области Виктор БЕРДНИКОВ. – Я не вижу здесь серьезных проблем – все требования, которые мы предъявляем к компаниям вполне выполнимые.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Нет сомнений, что освоение Западно-Камчатского шельфа даст большой экономический эффект для близлежащих дальневосточных регионов. Уже на этапе разведки созданы рабочие места, получили дополнительную нагрузку морские порты, транспортные и строительные предприятия в том числе и в Магаданской области.

Между тем, чем больше разворачиваются работы на шельфе, тем больше слышен голос экологов, которые обеспокоены возможными последствиями столь серьезного вмешательства в местную природу. Протест высказывают камчатские специалисты, которые опасаются за рыбные богатства своего края, обеспокоены и их магаданские коллеги, ведь на муниципальном полигоне планируется утилизировать отходы, образующиеся вовремя бурения. Экологов не успокаивает, что процесс подготовки к геологоразведочным работам и непосредственно буровые работы находятся под постоянным вниманием отечественных контролирующих органов – Росприроднадзора, Ростехнадзора и других, а весь проект проведения геологоразведочных работ на Западно-Камчатсом шельфе прошел Государственную экологическую экспертизу.

В «Роснефти» сумму страховки от возможных аварий называют беспрецедентной: выплаты составят 50 миллионов долларов на каждый страховой случай, данные суммы позволят оперативно и качественно организовать работы по устранению последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, как рассказал журналистам директор ООО «Камчатнефтегаз» Дмитрий АНТОНОВ, в процессе бурения кампания использует новейшие технологии, которая позволяет полностью исключить выбросы в морскую среду, в том числе и при прохождении первого интервала, когда в воду могут попасть взвешенные частицы грунта и породы.

У ЭКОЛОГОВ ЕСТЬ ВОПРОСЫ

7 декабря в Магадане прошли общественные слушания на которых местные экологи и все заинтересованные лица обсуждали с представителями ООО "Камчатнефтегаз" проект поискового бурения на Западно-Камчатском шельфе. После изучения предоставленной информации, у магаданских специалистов осталось несколько вопросов, связанных с экологической безопасностью проекта. По плану геологоразведочных работ, отходы, образующиеся во время бурения, будут доставляться в Магадан, проходить необходимую переработку и утилизироваться на муниципальном полигоне твердых бытовых отходов. Какие действия будут предприниматься в случае превышения радиоактивного фона извлекаемой из скважин породы, что случается довольно часто, особенно при бурении на большие глубины? В нашем регионе нет условий для захоронения подобных отходов, одно из ближайших мест – завод «Радон» в Хабаровске.

Также, по мнению магаданских экспертов, принимавших участие в общественных слушаниях, недостаточно проработана схема обеспечения безопасности доставки топлива на буровую платформу и вывоза отходов с нее. Морской путь между точками бурения и магаданским портом составляет чуть меньше суток, и при возникновении чрезвычайной ситуации на транспортных судах, может потребоваться большое количество сил и средств. План с подробным алгоритмом действий, на общественных слушаниях представлен не был.

Вот как ответил на эти вопросы руководитель департамента разрешений и согласований ООО «Камчатнефтегаз» Александр КРАВЧЕНКО:
- За все время освоения сахалинского шельфа, который имеет схожие геологические условия с камчатским, было пробурено более 100 скважин и ни на одной из них не было зафиксировано превышение радиационного фона извлекаемого грунта. При этом мы запланировали мониторинг выбуренных шламов, который буду проводить магаданские специалисты, только после этого отходы будут перевозиться на полигон для захоронения.

Что касается безопасности при морских перевозках: для доставки грузов мы привлекли суда этого года постройки, которые оборудованы всеми необходимыми средствами для предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того отходы будут перевозиться в специальных герметичных контейнерах, которые исключают попадание их содержимого в морскую среду. По всему пути транспортировки опасных грузов будет вестись экологический мониторинг.

Что ж, достаточно полное объяснение, однако оно, похоже, не до конца удовлетворяет магаданских и камчатских экологов, которые по-прежнему ставят под сомнение безопасность нефтяного проекта. Дело в том, что полный разведочный цикл буровых работ составит 5 – 7 лет: в течение этого времени будет пробурено не менее пяти скважин, которые затем необходимо законсервировать и проводить постоянный мониторинг их состояния. На любом из этих этапов, теоретически, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, а если начнется промышленная добыча нефти, то эти риски возрастут в несколько раз.

- Мы опасаемся крайней ситуации. В случае серьезной аварии с разливом нефти, могут пострадать популяции краба, минтая, лосося, а также гижигинской сельди, - считает исполнительный директор общественной организации «Магаданский центр окружающей среды» Ольга МОСКОВИНА.

Оценивая риски нефтяного проекта, специалист на одну чашу воображаемых весов ставит пока недоказанные запасы Западно-Камчатского шельфа, а на другую – рыбные богатства Охотского моря, промысел которых составляет значительную часть доходов нескольких дальневосточных регионов:
- Даже если нефть будет найдена, то уже через 15-20 лет запасы шельфа исчерпаются, экономический эффект будет достаточно кратковременным, но при этом могут пострадать возобновляемые биоресурсы, - говорит эколог.

Остается надеяться, что отечественная «Роснефть» и ее корейские партнеры проявят максимум открытости, позволив не только государственным, но и экологическим и общественным организациям вести строгий контроль проведения буровых работ. Что касается предложений оставить запасы Западно-Камчатского шельфа для будущих поколений, то такой вариант развития событий вряд ли возможен. В проект вложены огромные средства (в том числе и иностранные), а нефть сегодня относится к категории самых востребованных полезных ископаемых.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО ОХОТСКОГО МОРЯ

Виктор ПЧЕЛИНЦЕВ.

Магадан – Южно-Сахалинск – Магадан.


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.