Главная страница » Магаданская область » Общество » Исполнение приговоров в части взыскания штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания по уголовным делам.

Исполнение приговоров в части взыскания штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания по уголовным делам.

Одна из основных задач правосудия – защита нарушенных прав и законных интересов участников судебного процесса.

К компетенции суда отнесено не только вынесение решения по делу, но и осуществление контроля за его исполнением, поскольку неисполнение судебного решения приводит к невозможности его обращения ввиду истечения срока исполнения судебного постановления.

Европейский суд по правам человека рассматривает исполнение судебных решений как неотъемлемую часть права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного ст.6 Европейской конвенции по правам человека.

Проблема исполнения судебных решений является злободневной не только в России. Данная проблема не оставлена без внимания Президентом Российской Федерации.

В Указе от 20 мая 2008 года Президент России акцентировал внимание на том, что судебные решения должны подлежать безусловному исполнению. Для решения этой и ряда других проблем вышеназванным Указом была образована рабочая группа, приоритетными направлениями деятельности которой является подготовка предложений, направленных на обеспечение независимости судебной системы, безусловное исполнение судебных решений и других вопросов.

Согласно ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для добровольной уплаты осужденным штрафа (первой части штрафа в случае рассрочки его уплаты) законом установлен 30-дневный срок, который исчисляется со дня вступления приговора суда в законную силу.

Суд может предоставить по ходатайству осужденного отсрочку или рассрочку уплаты штрафа, если это необходимо, с учетом обстоятельств дела и имущественного положения осужденного.

С 01 февраля 2008 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, который регулирует исполнение судебных решений. Принятие указанного закона продиктовано актуальностью проблем в сфере принудительного исполнения судебных решений, обеспечения установленного порядка деятельности судов и Федеральной службы судебных приставов, требующих скорейшего разрешения.

После вступления приговора суда в законную силу судом выписывается исполнительный лист с требованием о взыскании штрафа, которое должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение 60 календарных дней. Судебный пристав-исполнитель не позднее трехдневного срока выносит постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) исполнительного производства и разъясняет должнику порядок исполнения.

В соответствии с ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае, когда осужденный добровольно не оплатил штраф в установленный законом 30-дневный срок со дня вступления приговора в законную силу, судебный пристав-исполнитель обязан по истечении 10 дней со дня окончания срока уплаты штра­фа в полном размере (или его части) оформить и направить в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

По результатам рассмотрения указанного представления суд принимает решение о замене штрафа другим видом наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, либо об отказе в удовлетворении представления.

Так, судебным приставом-исполнителем районного отдела УФССП по Магаданской области возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа о взыскании с М. штрафа в доход государства как основного наказания.

Должнику была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства и установлен срок для добровольного исполнения требований уплаты штрафа. Однако осужденный добровольно оплатил в установленный законом срок только часть штрафа, оставшаяся часть должником в установленный срок оплачена не была.

Судебный пристав-исполнитель обратился в суд с представлением о замене назначенного осужденному штрафа другим видом наказания.

В ходе рассмотрения представления судебного пристава, осужденный заявил ходатайство об отложении судебного заседания на неделю, в течение которой им будет погашена оставшаяся часть штрафа. Ходатайство осужденного было удовлетворено.

В течение предоставленного времени осужденный оплатил оставшуюся часть штрафа. В судебном заседании он предоставил оригинал и копию квитанции об оплате оставшейся части штрафа.

Постановлением судьи Магаданского областного суда производство по представлению судебного пристава-исполнителя районного отдела УФССП по Магаданской области о замене осужденному взыскания суммы штрафа на другой вид наказания было прекращено, исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением наказания.

Следует отметить, что данный Федеральный Закон не содержит норм, обязывающих судебных приставов-исполнителей принимать меры по установлению имущества осужденного в части взыскания штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания. Не содержал таких норм и ранее действовавший Закон «Об исполнительном производстве».

Однако, на практике сотрудники Федеральной службы судебных приставов, по-прежнему, направляют исполнительные документы по месту работы осужденного, принимают меры по установлению его имущества, направляют запросы в различные организации и осуществляют выход по месту проживания осужденного.

На необходимость улучшения исполнения судебных решений указывалось еще в Концепции судебной реформы в РСФСР, для чего предлагалось усилить гарантии прав и законных интересов судебных исполнителей, а также ввести уголовную и административную ответственность за противодействие их законной деятельности. Реализацией этих положений стало принятие ряда Федеральных законов, которыми реформирована вся система исполнения судебных решений.

Исполнение судебных актов определяет эффективность правоприменительной деятельности в целом, что, в свою очередь, определяет степень правового развития современного демократического государства.

Полина Парамонова пресс-секретарь  Магаданского областного суда


Популярное на сайте
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.